Главная
Регистрация
Вход
Пятница
15.12.2017
09:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя математики Сиденко Светланы Николаевны

Меню сайта

Образоват. портал

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Технология проблемного диалога 

Технология проблемного диалога

Проблемно-диалогическая технология создана на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях: проблемном обучении и психологии творчества. Она успешно заменила традиционных урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке открытия нового знания должно быть проработано два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или проблемного вопроса. Поиск решения – этап выведения и формулирования нового знания. Вторая часть «диалогическое» означает, что постановку проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в процессе специально организованного учителем диалога. Е.Л. Мельникова, автор этой технологии, различает два вида диалога: побуждающий и подводящий.

 Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, помогающих ученику работать творчески. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики, помогающие ученикам осознать возникшее противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников высказать и проверить гипотезы, то есть обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог – это система посильных ученикам вопросов и заданий, которая развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает цепочку вопросов, которая ведет к «открытию» знаний простым и коротким путем.

Таким образом, на проблемно-диалогическом уроке с помощью диалога (побуждающего или подводящего) учитель сначала помогает ученикам поставить учебную проблему (сформулировать тему урока или проблемный вопрос). Так он вызывает внутреннюю познавательную мотивацию школьников. Затем учитель также при помощи побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, то есть «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом. Все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.

Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения. Суть поиска решения учебной проблемы сводится к тому, что учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существует две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим их подробнее.

Побуждающий к гипотезам диалог является наиболее сложным для учителя, так как требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждение к проверке гипотез;

4) принятия предлагаемых учениками проверок.

По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать безоценочное принятие любых мыслительных результатов учащихся: ошибочных и решающих гипотез, ошибочных и верных проверок.

Подводящий к знанию диалог значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий от проблемы диалог и подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность школьников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса: воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что  задания должны быть «продуктивными», то есть развивать не только предметные умения, но метапредметные. Результатом такого задания будет продукт, который создали сами учащиеся. Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом.

Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением в реализации требований Федерального государственного стандарта, который разводит предметные, метапредметные и личностные результаты образования.

                Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска

решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.

                Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие

умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового знания. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.

            Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера,

как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения

сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.


Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Органы управления

Экзамены

Дистанц.обучение

ФГОС

Архив записей

Поиск

Вход на сайт

Copyright elizmatematika.ucoz.ru © 2017
Бесплатный хостинг uCoz