С.Н.СИДЕНКО
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
МКОУ ЕЛИЗАВЕТОВСКАЯ СОШ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
МОДЕРАЦИЯ – ЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество. Достижение соответствия результатов образования потребностям этих целевых групп определяет качество школьного образования и образования, в целом. Традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность обучающего и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение современных целей образования. Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять. Цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни.
Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.
При организации учебного процесса на основе педагогической технологии каждый участник выполняет определенные функции, поскольку в технологической цепочке нет, и не может быть лишних элементов. В технологии каждый элемент важен, все его действия целесообразны и нацелены на достижение заранее определённых (запланированных) результатов. Применительно к образованию это означает, что все время урока каждый участник выполняет определенные действия, и все они направлены на обучение, воспитание и развитие личности каждого участника образовательного процесса.
Главная проблема сегодняшней школы – это низкая мотивация, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации, на мой взгляд, является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий. Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности в течение двух лет. Это технология модерации. Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.
В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
Методы модерации отличаются от дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.
При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).
Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:
- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.
Фазы (этапы) модерации:
- инициация (начало урока, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
- эмоциональная разрядка (разминки).
Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.
На этапе планирования урока с использованием модерации педагог формулирует не только цели обучения. Такой принцип, как воспитание через предмет, в технологии модерации находит свое прямое воплощение. Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.
В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи каждой фазы модерации.
Многие учителя используют в своей деятельности не только заимствованные, но и авторские методы. Я хочу познакомить вас с некоторыми методами, как заимствованными, но адаптированными к моему предмету, так и авторскими, которые я считаю наиболее приемлемыми и использую в своей работе. Приведу пример конспекта урока математики в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкина.
Конспект урока
«Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология модерации и активных методов обучения.
Оборудование:
- Комплекс мультимедиа (ПК, проектор).
- Раздаточный материал для учащихся.
Цель урока:
-формировать умение упрощать выражения с опорой на свойства сложения и вычитания;
-совершенствовать навыки устного и письменного счета.
Задачи:
- Обучающая:
- повторение раннее изученного материала;
- изучение новых понятий;
- стимулирование интереса к теме.
- Развивающая:
- развитие логического мышления, памяти, внимательности;
- развитие навыков практической деятельности.
- Воспитывающая:
- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, умения работать в коллективе, паре.
План урока
- Инициация.
- Вхождение или погружение в тему.
- Формирование ожиданий учеников.
- Интерактивная лекция.
- Эмоциональная разрядка.
- Проработка содержания темы.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Инициация (2 минуты).
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Сегодня будем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
АМО «Пусть говорят».
Цель: настроить учащихся на позитивное изучение нового материала.
Участники: все учащиеся.
Необходимые материалы: высказывание на слайде презентации.
Проведение: учитель предлагает обсудить смысл высказывания.
-Я хочу, чтобы слова Лонгфелло Генри стали эпиграфом нашего урока. «В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное - это простота». Как вы понимаете эти слова? (идет процесс обсуждения)
- Вхождение или погружение в тему (5 минут).
АМО «Заполни таблицу».
Цель: актуализация изученного, формулировка темы урока.
Участники: все учащиеся.
Необходимые материалы: карточки с заданием на каждую парту для работы в парах.
Проведение: учитель предлагает ученикам заполнить таблицу, вычисляя устно примеры.Затем попытаться сформулировать тему урока.
- Так о чем сегодня на уроке пойдет речь? Правильно. Тема урока: «Упрощение выражений с использованием свойств сложения и вычитания». (Учитель формулирует цели урока совместно с учениками)
III. Формирование ожиданий учеников (3 минуты).
АМО «Я хочу научиться!» (метод выяснения ожиданий и опасений).
Цель: целеполагание, выяснить ожидание учеников от урока.
Участники: все учащиеся.
Необходимые материалы: песочные часы.
Технология проведения: учитель (или сам ученик) ставит часы и просит ответить на вопрос: «Скажи, чему ты хочешь научиться сегодня на уроке?» (варианты вопросов могут быть разными, и количество пунктов, которые может назвать ученик – тоже).
IV. Интерактивная лекция (7 минут).
АМО «Формулы «рассыпались»».
Участники: все учащиеся, работа в парах.
Необходимые материалы: раздаточный материал (записанные с помощью букв свойства сложения и вычитания разрезаны на две части).
Проведение: учитель предлагает учащимся «собрать» свойства сложения и вычитания, соединив соответствующие левые и правые части; проговорить друг другу правила.
Затем на экране демонстрируются свойства сложения и вычитания. Разбирается №340 (Н.Я.Виленкин, Математика,5). Задание: объяснить по рисунку смысл свойств сложения и вычитания.
V. Эмоциональная разрядка (2 минуты).
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться
VI. Проработка содержания темы (21 минута).
- Переходим к упрощению выражений. Класс разбивается на 4 группы по 4-5 человек. Две группы сначала работают со свойствами сложения №341, 342. Затем происходит взаимообмен между группами для взаимопроверки. На экране заранее учитель готовит ответы. Две другие группы работают со свойствами вычитания №343, 344,345(а, в). Затем группы попарно меняются заданиями. Таким образом происходит проработка и свойств сложения, и свойств вычитания. Плюс-самоконтроль и взаимоконтроль.
VII. Подведение итогов. Рефлексия (4 минуты).
Рефлексия учебного материала.
АМО «Письмо самому себе» (переход к повседневности).
Цель: учет ожиданий учеников.
Участники: все учащиеся.
Необходимые материалы: листы бумаги, ручки, конверты.
Технология проведения: учитель предлагает ученикам написать кроткое письмо самому себе, в котором они должны написать чему научились, что не получилось, на что обратить внимание. При желании отдельные письма можно зачитать. Каждое письмо кладется в конверт и оставляется до следующего урока.
VIII. Домашнее задание (1 минута).
№360, 364, п.9, повторить п.6-7.
Опыт применения технологии модерации АМО на практике позволяет уверенно говорить о высокой эффективности образовательного процесса. При использовании данной технологии я отмечаю стабильное достижение ключевых эффектов успешного обучения. Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение. Эти эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса.
Применение технологии модерации и АМО в образовательном процессе позволяют мне:
- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;
- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;
- обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;
- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.
Мой опыт работы по данной технологии пусть еще и незначительный, но это одна из тех технологий, с которой уверенно можно шагнуть в освоение ФГОС ООО.
Литература.
1.Образовательный портал «Мой университет». [Электронный ресурс]/ режим доступа www moi-universitet.ru
2.Тарасов В., Охлопкова О., Ненахова А., «Копилочка активных методов обучения»,/[Электронный ресурс]/ режим доступа http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
3.Уварова О.А. Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий. ФГОС. «Учитель», 2014.
|