Главная
Регистрация
Вход
Пятница
15.12.2017
09:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя математики Сиденко Светланы Николаевны

Меню сайта

Образоват. портал

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Технология модерации 

С.Н.СИДЕНКО

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

МКОУ ЕЛИЗАВЕТОВСКАЯ СОШ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА

МОДЕРАЦИЯ – ЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Новое время определяет новые цели образования. Эти цели    сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители,    государство, общество. Достижение соответствия результатов    образования потребностям этих целевых групп определяет качество    школьного образования и образования, в целом. Традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность    обучающего и отводящая ученику роль пассивного преемника    передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение    современных целей образования. Сегодня недостаточно наполнить головы    учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир    стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие    позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют    самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно    применять. Цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный    объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были    знания актуальные, а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы    обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания    в своей жизни.

Такой подход диктует необходимость принципиальных    изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового    отношения к учащимся, использование в школе современных форм и    методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.
         При организации учебного процесса на основе педагогической технологии каждый    участник выполняет определенные функции, поскольку в технологической    цепочке нет, и не может быть лишних элементов. В технологии каждый    элемент важен, все его действия целесообразны и нацелены на    достижение заранее определённых (запланированных) результатов.    Применительно к образованию это означает, что все время урока каждый    участник выполняет определенные действия, и все они направлены на    обучение, воспитание и развитие личности каждого участника    образовательного процесса.

Главная проблема сегодняшней школы – это низкая мотивация, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации, на мой взгляд, является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий. Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности в течение двух лет. Это технология модерации. Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие,    управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация    была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в    Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе    педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике,    совершенствуя данную технологию.

В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации    были положены педагогические, психологические и социологические    аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех    обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на    уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на    достижение результатов.

 Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет    значительно повысить результативность и качество образовательного    процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые    приемы, методы и формы организации познавательной деятельности    направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности    обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений,    развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

    Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и    методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает    условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных    решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Методы модерации отличаются от дидактических способов    обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками    образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит    успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая    активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует    у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений,    готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает    уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества    личности.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль    учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим    партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся –    из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного    товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к    учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует    психологической перестройки и специальной подготовки учителя по    проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии    модерации, активных методов обучения, психофизиологических    особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются    достигаемыми результатами.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в    процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в    образовательный процесс, поддержание высокой познавательной    активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное    достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное    использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также    энергии и потенциала всех участников образовательного процесса    (учителя, воспитателя, обучающихся).

Для обеспечения эффективности управления образовательным    мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей    урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:

- структурированность (все содержание урока рационально делится на    четко определенные части);

- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически    следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые    процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию    обучающихся); 

- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю,    всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его    промежуточные и итоговые результаты).

Структурированность образовательного процесса обеспечивается    разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы,    части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы.    Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план    образовательного мероприятия, задать направленное поступательное    движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную    проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы    урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и    результатов образовательного процесса.
Фазы (этапы) модерации:

- инициация (начало урока, знакомство);

- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

- эмоциональная разрядка (разминки).

Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса. 
На этапе планирования урока с использованием модерации педагог формулирует не только цели обучения. Такой принцип, как воспитание через предмет, в технологии модерации находит свое прямое воплощение. Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

 В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи каждой фазы модерации. 

Многие учителя используют в своей деятельности не только заимствованные, но и авторские методы. Я хочу познакомить вас с некоторыми методами, как заимствованными, но адаптированными к моему предмету, так и авторскими, которые я считаю наиболее приемлемыми и использую в своей работе. Приведу пример конспекта урока математики в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкина.


Конспект урока
«Буквенная запись свойств сложения и вычитания»


Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология модерации и активных методов обучения.

Оборудование:

  • Комплекс мультимедиа (ПК, проектор).
  • Раздаточный материал для учащихся.

Цель урока:

-формировать умение упрощать выражения с опорой на свойства сложения и вычитания;

-совершенствовать навыки устного и письменного счета.

Задачи:

  • Обучающая:
    - повторение раннее изученного материала;

- изучение новых понятий;

- стимулирование интереса к теме.

  • Развивающая:
    - развитие логического мышления, памяти, внимательности;

- развитие навыков практической деятельности.

  • Воспитывающая:
    - формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, умения работать в коллективе, паре.

План урока

  • Инициация.
  • Вхождение или погружение в тему.
  • Формирование ожиданий учеников.
  • Интерактивная лекция.
  • Эмоциональная разрядка.
  • Проработка содержания темы.
  • Подведение итогов. Рефлексия.
  • Домашнее задание.

Ход урока

  1. Инициация (2 минуты). 

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Сегодня будем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!

АМО «Пусть говорят».

Цель: настроить учащихся на позитивное изучение нового материала.
Участники: все учащиеся.

Необходимые материалы: высказывание на слайде презентации.
Проведение: учитель предлагает обсудить смысл высказывания.
-Я хочу, чтобы слова Лонгфелло Генри стали эпиграфом нашего урока. «В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное - это простота». Как вы понимаете эти слова? (идет процесс обсуждения)

  1. Вхождение или погружение в тему (5 минут).

АМО «Заполни таблицу».

Цель: актуализация изученного, формулировка темы урока.
Участники: все учащиеся.

Необходимые материалы: карточки с заданием на каждую парту для работы в парах.
Проведение: учитель предлагает ученикам заполнить таблицу, вычисляя устно примеры.Затем попытаться сформулировать тему урока.

- Так о чем сегодня на уроке пойдет речь? Правильно. Тема урока: «Упрощение выражений с использованием свойств сложения и вычитания». (Учитель формулирует цели урока совместно с учениками)

 III. Формирование ожиданий учеников (3 минуты). 

АМО «Я хочу научиться!» (метод выяснения ожиданий и опасений).
Цель: целеполагание, выяснить ожидание учеников от урока.

Участники: все учащиеся.

Необходимые материалы: песочные часы.

Технология проведения: учитель (или сам ученик) ставит часы и просит ответить на вопрос: «Скажи, чему ты хочешь научиться сегодня на уроке?»  (варианты вопросов могут быть разными, и количество пунктов, которые может назвать ученик – тоже).

IV. Интерактивная лекция (7 минут). 

АМО «Формулы «рассыпались»».

Участники: все учащиеся, работа в парах.

Необходимые материалы: раздаточный материал (записанные с помощью букв свойства сложения и вычитания разрезаны на две части).

Проведение: учитель предлагает учащимся «собрать» свойства сложения и вычитания, соединив соответствующие левые и правые части; проговорить друг другу правила.

Затем на экране демонстрируются свойства сложения и вычитания. Разбирается №340 (Н.Я.Виленкин, Математика,5). Задание: объяснить по рисунку смысл свойств сложения и вычитания.

V. Эмоциональная разрядка (2 минуты). 
Для разминки из-за парт 
Поднимаемся. На старт! 
Бег на месте. Веселей! 
И быстрей, быстрей, быстрей! 
Делаем вперёд наклоны – 
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим, 
Чтобы плечики размять. 
Начинаем приседать - 
Раз – два – три – четыре – пять. 
А потом прыжки на месте, 
Выше прыгаем все вместе. 
Руки к солнышку потянем. 
Руки в стороны растянем. 
А теперь пора учиться. 
Да прилежно, не лениться

VI. Проработка содержания темы (21 минута). 

- Переходим к упрощению выражений. Класс разбивается на 4 группы по 4-5 человек. Две группы сначала работают со свойствами сложения №341, 342. Затем происходит взаимообмен между группами для взаимопроверки. На экране заранее учитель готовит ответы. Две другие группы работают со свойствами вычитания №343, 344,345(а, в). Затем группы попарно меняются заданиями. Таким образом происходит проработка и свойств сложения, и свойств вычитания. Плюс-самоконтроль и взаимоконтроль.

VII. Подведение итогов. Рефлексия (4 минуты).

 Рефлексия учебного материала.

АМО «Письмо самому себе» (переход к повседневности).

Цель: учет ожиданий учеников.

 Участники: все учащиеся.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки, конверты.

Технология проведения: учитель предлагает ученикам написать кроткое письмо самому себе, в котором они должны написать чему научились, что не получилось, на что обратить внимание. При желании отдельные письма можно зачитать. Каждое письмо кладется в конверт и оставляется до следующего урока.

VIII. Домашнее задание (1 минута). 

№360, 364, п.9, повторить п.6-7.

 

Опыт применения технологии модерации АМО на практике позволяет уверенно говорить о высокой эффективности образовательного процесса. При использовании данной технологии я отмечаю стабильное достижение ключевых эффектов успешного обучения. Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение. Эти эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса.

Применение технологии модерации и АМО в образовательном процессе позволяют мне:
- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения; 
- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся; 
- обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств; 

- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу. 

Мой опыт работы по данной технологии пусть еще и незначительный, но это одна из тех технологий, с которой уверенно можно шагнуть в освоение ФГОС ООО.


 

Литература.

1.Образовательный портал «Мой университет». [Электронный ресурс]/ режим доступа www moi-universitet.ru

2.Тарасов В., Охлопкова О., Ненахова А., «Копилочка активных методов обучения»,/[Электронный ресурс]/ режим доступа http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

3.Уварова О.А. Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий. ФГОС. «Учитель», 2014.


Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Органы управления

Экзамены

Дистанц.обучение

ФГОС

Архив записей

Поиск

Вход на сайт

Copyright elizmatematika.ucoz.ru © 2017
Бесплатный хостинг uCoz